"На наших глазах разворачивается, если использовать вновь востребованную марксистскую терминологию, новый системный кризис капитализма как общественной формации. Это, по сути, крах той модели глобализации, которая на протяжении последней пары десятилетий характеризовала современную нам "высшую стадию" развития американо-центричной системы финансового капитализма с ее монополистически-однополярными замашками». Такначинаетсястатья Юрия Лужковавсегодняшнем номере«Российскойгазеты» (Юрий Лужков, мэр Москвы , 11.02.2009,Российские особенности мирового кризиса).
Проанализировавв статье развитиекапитализмав мире и сделаввывод, что «Штаты живут уже по другой модели: "деньги - ценные бумаги - деньги", ЮрийЛужков высказалмнение по вопросу «Почему кризис прорвался в Россию?».
В первую очередь Лужков отделил российский экономический кризис от государства: «У нас нет кризиса государства и государственной политики. Россия в основном завершила цикл восстановительного роста экономики после провала конца 1980-х и 1990-х годов и к моменту начала мирового кризиса вышла в точку перехода к стратегии модернизации».
Лужков призвал избавиться от двух факторов российской действительности: «Это, во-первых, монетаризм и принципы его экономической политики, которые идеологически всегда были связаны с финансовым капитализмом и нанесли серьезный вред развитию России. А во-вторых, низкое социальное качество бизнеса и соответственно "бизнес-элиты" (об элитности в данном случае можно говорить только в кавычках), ее слабая ориентированность на задачи национального развития, слабая ответственность перед государством и обществом».
Критикуямонетаризм Лужков отметил, что любая ситуация на рынке «у наших монетаристов» порождает инфляцию: «у наших монетаристов получается, что приток капитала приводит к инфляции и отток - тоже к инфляции. Что сильный рубль - инфляционная угроза, что слабый - та же история. Что много, что мало денег - все получается одно и то же. Как ни собирай, все пулемет получается».
Лужков отметил «вредность примитивного накопительства Стабфонда»: «Как любой скупой, мы заплатили дважды: сначала сэкономили на инвестициях в развитие, а потом все равно вынуждены спустить сбереженные средства на текучку и затыкание дыр»,и низкое качество кадров, «которые набрали дутых кредитов и наделали навеселе внешних долгов больше чем на 500 миллиардов долларов».
Предлагая вернуться к поддержке реальной экономики Лужков выдвинул главные тезисы статьи, провести национализацию: «Национализацию справедливо проводить по кризисным, "обвальным", а не рыночным ценам. А вот после всех решений по стабилизации и начала этапа развития можно осуществить процесс приватизации уже по реальным рыночным ценам в пользу реальных эффективных собственников».