Мособлдума единогласно одобрила запрос в Конституционный суд (КС), в котором просит разъяснить, кто — президент или суд — имеет право разрешать территориальные споры между субъектами федерации. Поводом к обращению послужил спор между Москвой и областью за 390 га земли в Щербинке. Проблема территориальных споров актуальна для многих регионов, однако Конституционный суд к этому вопросу привлекают впервые. Об этомсообщает сегодня газета «Коммерсантъ» (05.06.2009, "Громов — направо, Лужков — налево!" // Москва и Подмосковье поделят землю в Конституционном суде).
Еще в 2007 году мэр Москвы Юрий Лужков обратился к президенту с просьбой разрешить вопрос о том, кому — городу или области — принадлежат 390 га земли в Щербинке. Одновременно прокурор Московской области Сергей Замуруев направил в суд заявление о признании недействующим подмосковного закона, установившего границу Подольского района, по которому Щербинка входит в состав области. Мособлсуд отказался принимать решение, поскольку президентом Владимиром Путиным была запущена согласительная процедура между двумя регионами. Однако правительство Москвы обжаловало это определение в Верховном суде, после чего началась длительная судебная тяжба. В итоге Верховный суд вынес решение в пользу столицы. "Под видом проверки законности нормативного правового акта произошло расширение компетенции суда общей юрисдикции — фактически суд рассмотрел территориальный спор по существу без учета полномочий президента и конституционного разграничения полномочий органов госвласти",— говорится в запросе в КС. Депутаты подчеркнули, что созданный прецедент дает возможность другим регионам "использовать суд как средство достижения определенных территориальных амбиций".
Спикер Мосгордумы Владимир Платонов отказался "Ъ" комментировать ситуацию, потому что "не имеет никаких документов на руках".
Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, президент "может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда". Поскольку в конфликте между Москвой и областью президент в суд не обращался, депутаты просят дать толкование этой статьи с позиции "отсутствия полномочий" у судов по рассмотрению споров между субъектами РФ до окончания согласительных процедур, инициированных президентом.