8 декабря, Москва, MOSSOVETINFO.RU – ИА МОССОВЕТ текст стенограммы выступления мэра Москвы Сергея Собянина . на Московском международном урбанистическом форуме.
С.Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги, друзья, гости Москвы! Мы рады вас видеть в нашем замечательном городе, на форуме, который ни разу не проводился в Москве, несмотря на то, что, казалось бы, именно Москва должна быть той площадкой, где должны обсуждаться такие вопросы — вопросы проблем развития городов. Мне задают уже вопросы: «А, собственно, зачем Вы собираете эту конференцию? Зачем вообще тема урбанистики? Зачем, собственно, так серьезно подходить к теме дальнейшего развития городов?» И на самом деле, несмотря на, казалось бы, всю абсурдность этих вопросов, они имеют под собой серьезную почву и серьезную идеологическую подоплеку, если так можно сказать.
О развитии городов в современном периоде времени сложилось очень много мифов. Первый из них, самый распространенный, — то, что население больше не хочет жить в больших городах, оно стремится в сельскую местность. И я вам откровенно скажу, что, когда я сам приезжаю в маленькую деревеньку, мне там очень комфортно, очень уютно и очень хорошо отдыхать. Но работаю я в Москве, как и миллионы других людей, которые приезжают в Москву и считают ее самым лучшим городом на земле, самым лучшим местом для жизни, работы, учебы и отдыха. Это, конечно, парадокс, но тем не менее это так.
Второй миф, который существует, — это то, что города — это пережиток индустриальной эпохи, а мы живем уже в постиндустриальном мире и совсем необязательно стремиться в город, можно жить в отдалении, в небольшом городке, поселке. Есть интернет, можно выполнять целую массу работы, не выходя из своего дома, и что города должны перестать развиваться — в этом нет никакого смысла. Может быть. Но именно города являются ключевыми центрами развития IT-технологий, именно там больше всего проникновения интернета, именно там создаются центры развития интеллектуальной экономики будущего.
Часто говорят о том, что крупные города, особенно столичные города, являются некой обузой для экономики страны, реципиентами, которые поглощают массу финансов, бюджетных ресурсов, людских ресурсов и вроде бы ничего не производят. На самом деле это не так: большие города являются драйверами развития национальных экономик. И там, где вырастают большие агломерации, крупные города, страны развиваются быстрее, с большей динамикой, там растет экономика, там растет наука, там растет образование. И, конечно, Москва не является исключением.
Есть еще один миф, что экономика городов неустойчива. В деревне всегда можно выйти, покопать картошку, сорвать лук со своей грядки и ты всегда будешь сыт и никаких проблем не будет. На самом деле весь период последних кризисов, экономических кризисов, в мире показал, что города, наоборот, являются не только точками роста, но и стержневыми образованиями, которые держат экономику на плаву. Они, наоборот, устойчивее ведут себя в период кризиса. Мы наблюдали это в России во время целого ряда кризисов, когда маленькие города, маленькие населенные пункты находились в очень плачевном экономическом состоянии. Население их начинало уменьшаться, экономика — резко ухудшаться. Большие города, миллионные города в этой ситуации, как правило, оставались самодостаточными, их экономика была диверсифицированной и устойчивой.
Несмотря на это, есть еще один миф, что города не являются комфортным местом проживания людей. Понятия комфортности у всех разное. Когда человек имеет возможность получить в городе прекрасное образование, когда он может пойти в театр, когда он может получить целый спектр других услуг, когда у него есть прекрасная работа, когда у него есть хорошая квартира и благоустроенное пространство вокруг нее, то на самом деле большинство людей отдает предпочтение по-прежнему городам, в которых они сегодня живут.
Один из факторов, которые определяют комфортность и дискомфортность проживания городов (особенно это характерно для Москвы), — это транспортная доступность, связанность городов. Парадокс — радиус Москвы составляет 15 км. 15 км на машине преодолевается за 15 минут, и, казалось бы, большей связанности и меньше транспортных проблем трудно где-либо найти. И то, что граждане сегодня добираются от окраины до центра города не 15 минут, а 1,5–2 часа, — это вопрос, требующий решения, это вопрос организации движения, выбора приоритетов и, на мой взгляд, казалось бы, неочевидное решение этой проблемы. Есть ответы, которые принимаются во всех городах мира, и эта проблема должна быть и будет, надеюсь, решена.
Есть еще один миф, что социальные услуги в наших городах дороги и недоступны. Но практика показывает обратное: только в Москву ежегодно приезжает для получения услуг в области здравоохранения от 3 до 5 млн человек со всей страны. Для того чтобы получить образование, сюда приезжают сотни тысяч студентов со всей страны, и не только страны, но и из других стран СНГ и мира. Это говорит о том, что социальные услуги городов не только доступны, они более конкурентны, чем в других регионах.
Есть еще один миф, что экология крупных городов чрезвычайно тяжела, негативна. Но в большинстве городов мира (и Москва также идет по этому пути) все меньше и меньше промышленных предприятий, все меньше и меньше экологически грязных производств. И сегодня на первом месте в области экологического загрязнения — уже не промышленность, не заводы, а транспорт. Я надеюсь, что и эта проблема имеет свое решение — с учетом новых, экологически чистых двигателей, топлив и совершенно других технологических подходов к созданию городского транспорта. И сегодня экология Москвы уже не является критичной — с условием того, что у нас треть территорий является зеленой: это парки и скверы Москвы, которые требуется и в дальнейшем обустраивать и расширять.
Еще одна проблема, или миф, — о том, что люди в больших городах отчуждены от управления городами. Очень сложно создать местное самоуправление, для того чтобы люди непосредственно выражали свою волю в городе, который насчитывает 12 млн человек. Но и здесь с помощью новых технологий, новых коммуникаций эта проблема должна быть решена. Есть замечательное слово «краудсорсинг», и недавно его демонстрировали на одной из наших конференций, где уже не десятки и не тысячи, а сотни тысяч людей имеют возможность вырабатывать, рекомендовать власти наиболее эффективные решения. Это тот путь, по которому должно развиваться самоуправление крупнейших городов, в том числе и Москвы.
Тем не менее, несмотря на все это, мы слышим не только предложения или мнения о том, что города, может быть, не столь комфортны и не нужны в современной эпохе. Есть и требования остановить рост городов, не развивать их теми или иными способами. Но это то же самое, что сказать, что мы прекратим развитие цивилизации, развитие мировой экономики. Это невозможно, это не делается ни по командам, ни по чьим-то решениям. Города, как и люди, растут, и этот рост искусственно остановить невозможно.
Еще один фактор, или еще один миф о городах, — о том, что они политически нестабильны, что здесь наиболее агрессивная социальная среда. Мне кажется, что это не совсем так, а скорее всего, не так. Это нужно рассматривать совершенно с другой точки зрения. Города являются сосредоточением активных, умных и амбициозных людей, а наша задача — создать для них все условия, чтобы их потенциал был направлен на развитие города, развитие экономики и развитие страны. Наша задача — сделать город удобным и комфортным для их жизни. Мы должны бороться за таких людей: они — наша самая главная ценность.
И последний вопрос — почему Москва сегодня стала площадкой для этого форума. Потому что Москва гостеприимна, Москва радушна, мы открыты для того, чтобы назвать те проблемы, которые у нас есть, вместе с вами их обсудить. Города расположены в различных странах и на различных континентах, но, как правило, те проблемы, которые есть у нас, характерны для многих других городов. Надеюсь, что сегодняшняя дискуссия и наш форум помогут хоть немножко приблизиться к решению этих проблем. Спасибо вам большое.