Обозреватель иэксперт Григорий Ревзин сегодняв газете «Коммерсантъ» (07.05.2009, Нищета Москвы// Культурная политика) возвращаетсяктемепрезентации движением "Архнадзор" "Красной книги" Москвы и интерактивной карты уничтожаемых памятников Москвы. Карту можно увидеть в интернете (http://www.archnadzor.ru).
Автор отмечает, что «когда смотришь "Красную книгу", то оказывается, что …примеров намечающегося лужковского вандализма там очень мало, …гораздо больше других — памятников, которым грозит разрушение от брошенности. Просто таких, которые стоят по десять лет без всякого использования и медленно превращаются в руины. В них живут бомжи и горят пожары. Поскольку это тихая гибель, они не попадают в медиапространство, и кажется, что их нет вообще. В этом смысле "Красная книга" — материал взрывной.
Это производит почти шоковое впечатление. В свое время Алексей Комеч (имя для охраны памятников культовое) сказал, что если по всей России памятники страдают от недостатка денег, то в Москве — от их избытка. И все как-то в этом уверились. Когда в Царицыне строят золотой зал, которого там не было, как-то перестраиваешься на то, что показывать всем, что у вас золота больше, чем у Екатерины,— это совсем не свидетельствует о большой культурности. Но про то, что надо тратить средства на памятники, говорить уже перестаешь. А оказывается, Москва-то город бедненький, не сравнить с какой-нибудь Лозанной или Монпелье. Вообще, такое состояние памятников — признак нищих городов, и вот поди ж ты, как раз это в Москве и обнаружилось.
Неприятно, конечно, то, что в принципе понятно — если бы у Юрия Михайловича дошли руки до дворца Разумовского или палат Пожарского, то ведь было бы еще хуже. Их бы так отреставрировали, так бы приспособили с реконструкцией, что живого места бы не осталось. Альтернативы такие — или памятник гибнет от того, что брошен, или от того, что его подобрали. У охранников памятников на удивление безрадостная жизнь. Но их число множится. Думаю, потому, что во всем этом есть все же момент некоторого удовлетворения. Все же забавно обнаружить, что Юрий Михайлович очень небогатый человек. Ну просто нет денег содержать в порядке культурные ценности».