Вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин собрал журналистов, чтобы ответить на критические публикации, связанные со сносом квартала в исторической застройке города - на Садовнической набережной. Об этом сообщила сегодня «Российская газета» (25.06.2009, Москва и кирпичи// Столичные власти утверждают: снесенные строения угрожали жизни людей ).
17 июня на Садовнической набережной произошло ЧП: обрушился дом 71/80, строение 3. Погибли трое рабочих, многих спасатели извлекли из-под обломков. По этому факту Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по статье 216, ч. 3 (Нарушение правил строительных работ, повлекшее смерть двух и более человек).
В день ЧП на рабочем совещании комиссия под председательством первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина приняла решение о сносе соседнего здания по Садовнической улице, дом 80/2, имевшего с рухнувшим домом общую стену. Хотя ровно за неделю до ЧП (10 июня) та же "несносная комиссия" во главе с Ресиным пришла к прямо противоположному выводу: реконструировать квартал. Но после драматических событий резко поменяла позицию. Общественное движение "Архнадзор" вышло на Садовническую набережную с протестом против сноса исторической застройки, но безуспешно. Защитники старых зданий обвинили московских чиновников в том, что они используют аварию как предлог для расчистки изрядной площади под новое строительство. Вот с этим столичная власть категорически не согласна.
- В этом районе нет ни одного памятника истории и культуры, - сразу расставил все точки над "i" Александр Кузьмин. - Застройка здесь началась в середине ХIХ века, когда появился Водоотводной канал. Тут когда-то располагалось царское ПТУ, где готовили рабочий класс, дальше шли доходные дома, многие надстроены уже в ХХ веке. До ЧП весь квартал предполагалось реконструировать. Почему было принято решение о сносе здания на Садовнической набережной, 80/2? Еще в 2002 году оно было признано аварийным, в 2003 жильцов отселили (на это было затрачено 906 миллионов рублей). Дом не раз горел, несколько лет назад там упал лестничный пролет, на окнах выросли деревья... Строители, которые разбирали дом, говорят, что кирпичи ломались у них прямо в руках. А если бы и здесь произошло обрушение? В общем, была опасность для жизни людей. После аварии к комиссии подходили местные жители, просили убрать аварийные дома от греха подальше.
Всего, по словам Кузьмина, в Москве есть еще около 70 таких зданий, которые не являются памятниками, но тем не менее относятся к исторической застройке. Половина из них будет реконструирована, а другую половину все же снесут. Насчет общественников, которые устраивают акцию протеста против такого решения, Александр Кузьмин сказал: "У нас порой любовь к историческому наследию выходит за рамки разумного. Восстанавливать надо то, что можно сохранить". В общем, что не успело стать памятником, пусть пеняет на себя.