Актуальные темы: Китай КНР Украина
Другое     25.10.2010 13:48

Стенограмма: Выступление Собянина в Мосгордуме 21 сентября

ВКонтакт Одноклассники Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

25.10.2010 – MOSSOVETINFO.RU - ИА МОССОВЕТ публикует полный текст выступления кандидата на должность Мэра Москвы Сергея Собянина перед депутатами Мосгордумы 21 сентября на внеочередном заседании Мосгордумы при рассмотрении вопроса "О наделении полномочиями Мэра города Москвы".

« Уважаемый Владимир Михайлович, уважаемые депутаты, уважаемые москвичи, выдвижение моей кандидатуры на пост Мэра Москвы для меня большая честь и большая ответственность.

Сегодня, выступая перед вами, я хотел бы изложить свое видение проблем, которые должен решать будущий Мэр Москвы и на которых я намерен сосредоточиться в случае вашей поддержки.

Начну с того, что мы можем опираться на прочный фундамент. За последнее десятилетие в Москве очень многое сделано. Сам город преобразился к лучшему и по праву входит в число ведущих мегаполисов мира.

Столица является крупнейшим регионом России, здесь самые высокие социальные стандарты, показатели качества и уровня жизни. В городе сложилась диверсифицированная экономика, в которой тон задают современные инновационные отрасли, активный малый и средний бизнес, мощный банковский и финансовый сектор, сфера услуг.

Но нельзя не замечать и того, что в последние годы город явно упускает многие возможности, порой расходует неэффективно свои ресурсы. Сами темпы развития стали постепенно затухать.

Уверен, объективно обладая наилучшими возможностями для привлечения инвестиций, для проведения реформ, для качественного роста Москва может развиваться и динамичнее, и с гораздо большей отдачей для горожан. Собственно говоря, в этом и вижу свою основную задачу.

Глубоко убежден, коррупция, бюрократия - это то, что способно девальвировать многие, если не все, конкурентные преимущества Москвы. Очевидно, что городу нужна более открытая и эффективная система управления. Это касается и административных процедур, и приоритетов бюджетной политики, и взаимодействия со структурами гражданского общества.

Для примера: чтобы сегодня получить разрешение на строительство в Москве, нужно обойти 40 инстанций, оформить 274 различных экспертизы и согласования.

И, коллеги, не надо думать, что бизнес из Москвы никуда не денется - это далеко не так. Предприниматели будут уходить со своими инвестициями, идеями туда, где для них созданы лучшие условия, что, собственно, и происходит.

Если не изменим такую ситуацию, если всерьез не займемся состоянием делового климата, инвестпроекты, стройки, дороги в Москве по-прежнему будут оставаться непомерно дорогими. А новые рабочие места, дополнительные доходы бюджета будут создаваться где угодно, но только не в Москве.

Считаю, что первое, что мы должны сделать - это провести тотальную ревизию всех административных барьеров, причем как на уровне городской администрации, так и округов, и управ, и городских учреждений. Должна вырасти персональная ответственность каждого руководителя как за свои действия, так и за действия своих подчиненных.

И, безусловно, мы должны опереться на общественность, на неправительственные организации, на партийные структуры, которые работают в Москве. Каждый чиновник должен знать, что его действия находятся под контролем граждан. Аплодисменты в зале.

Надо внимательно посмотреть и на то, как городские власти тратят деньги москвичей-налогоплательщиков, с какой эффективностью, каковы реальные приоритеты городского бюджета, насколько по-хозяйски используется огромное имущество Москвы.

Конечно, детальный анализ городского бюджета впереди, но что, собственно, явно бросается в глаза - слишком велика доля текущих расходов, взносов в капиталы хозяйственных обществ, субсидии, не обусловленные целевыми показателями, при этом город все меньше и меньше вкладывает в свое развитие.

Например, объем инвестиций, начиная с 2008 года, сократился практически в два раза. В проекте бюджета на 2011 год заложено дальнейшее сокращение - практически до 200 миллиардов рублей, причем из них 100 миллиардов - это уже заемные деньги. Только за счет собственных средств город планирует направить на инвестиции не многим более 100 миллиардов рублей, то есть примерно 10 процентов городского бюджета. Это уровень и структура бюджета, похожая на глубоко дотационный регион депрессивного свойства. Если мы продолжим такую практику, то скоро вообще остановим все инвестиции в развитие, все программы. Это тупик для города, тупик для его развития.

Откуда такие дисбалансы в бюджете? На мой взгляд, текущие расходы раздувались в надежде на безудержный рост доходов, который мы видели в 2007, в 2008 году на фоне благоприятной экономической конъюнктуры, роста цен на нефть и так далее. Но эти расчеты не оправдались, рост доходов серьезно затормозился, они стали не только перестали расти, но и сокращаться. И надежд, что они сами по себе снова вдруг начнут расти ни у одного из специалистов, экспертов нет.

Чтобы город не стал банкротом, чтобы сохранить возможность развиваться необходимо очень рачительно относиться и к тратам бюджета и самым скрупулезным образом проанализировать его доходную часть.

Аренда имущества, плата за землю, дивиденды по акциям, принадлежащим Московскому Правительству - цифры доходов, явно не адекватные тем возможностям, которые заложены в этих и других источниках.

Кроме того, необходимо концентрировать ресурсы на наиболее значимых направлениях, создать новую систему бюджетного планирования, основанную на крупных долгосрочных программах. По такому программно-целевому принципу должна быть построена большая часть бюджета, чтобы расходование средств стало более адресным, результативным и подконтрольным.

Ежегодно должен проводиться аудит эффективности и расходования бюджетных средств, а не просто ревизия традиционная с подсчетом того, сколько кнопок, скрепок израсходовали, по какой процедуре. То есть в Москве нужно провести такую же модернизацию бюджетных процедур, которая начата сегодня на федеральном уровне.

Такими я вижу основные бюджетные программы, крупные - это развитие транспорта, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальный комплекс и ряд других. Причем, при их реализации должны учитываться не только бюджетные деньги, это очень просто, но и все ресурсы, в том числе внебюджетные инвестиции в те или иные сферы и отрасли.

Правительство Москвы всегда много вкладывало в социальную сферу. Доля социальных расходов в городском бюджете стабильно составляет около 50%, и это хорошо. Инвестиции в человека являются для нас безусловным приоритетом. Все городские доплаты, все социальные программы для ветеранов и инвалидов, пенсионеров, семей с детьми, других категорий граждан, безусловно, будут сохранены, и даже в рамках бюджета следующего года увеличены.

Так должны вырасти социальные доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, чтобы минимальный доход этой категории граждан составлял не менее 11 тысяч рублей в месяц.

Забота о ветеранах должна быть главным приоритетом и в ходе подготовки к празднованию 70-летия битвы под Москвой, которую мы отметим с вами в будущем году.

Нужно подумать и о том, как сделать социальную политику более гибкой, адресной, более эффективной по отношению к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Например, это касается семейного устройства детей-сирот, ликвидация детской безнадзорности, создание доступной и комфортной городской среды для инвалидов.

Для решения этих социально значимых задач мы будем активно привлекать и общественность, и волонтеров содействовать созданию прозрачных и защищенных от злоупотреблений благотворительных фондов, самым активным образом взаимодействовать с организациями инвалидов, учитывать их рекомендации при распределении бюджетных средств. В самое ближайшее время Правительство должно подписать соглашение о партнерстве с основными организациями инвалидов.

Теперь несколько слов о системе образования. Московские школы всегда считались одними из лучших в стране. Московские школьники традиционно показывают высокие результаты в рамках единого государственного экзамена, и это никакая не натяжка, это объективный результат. Московские учителя - хорошо подготовленные профессионалы. Их труд достоин оплачиваться, средняя заработная плата учителя около 40 тысяч рублей в месяц. Тем не менее, почти 40% москвичей не довольны тем, как работает система московского образования. Порядка 300 школьных зданий в Москве требуют капитального ремонта или признаны аварийными. При всем масштабе ассигнований на образование велика доля неэффективных расходов, которая превышает 20%. Должное(?) использование этих средств может дать серьезный положительный эффект в образовании.

Также следует более активно привлекать родителей и самих учеников к участию в школьном самоуправлении, к неформальной оценке качества преподавания, воспитательной работы и физической подготовки школьников, к администрированию самого школьного процесса. В школах должны быть прекращены незаконные поборы с родителей, а любые разрешенные платежи четко регламентированы и взяты под контроль.

Очевидно, что для города Москвы будет актуальна и такая задача, как подтягивание качества обучения в отстающих школах, чтобы родители были уверены - в каждой московской школе их ребенок получит качественное образование.

Считаю, что Москва в состоянии полностью и на самом высоком уровне реализовать идею, сформулированную президентской инициативой новой школы. Это и внедрение новых образовательных стандартов, и формирование системы поддержки одаренных детей, и повышение одаренных детей, и повышение квалификации учителей. И, конечно, возведение новых школьных зданий в районах массовой застройки, капитальный ремонт старых школ.

Далее. Требует модернизации и московское здравоохранение. Здесь, как и в образовании, похожая картина. Огромные финансовые ресурсы, хорошие врачи, современное оборудование в поликлиниках и больницах. А качеством медицинской помощи удовлетворена лишь четверть горожан. При субъективной точке зрения мы видим в городе рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Убежден нам нужно поставить в центр внимания здравоохранения человека, нужды конкретного пациента, а не учреждение ее сметы. Внедрить современные модели организации здравоохранения. Москва должна принять активное участие в реализации федеральной программы модернизации здравоохранения и город за счет этого может привлечь дополнительные ресурсы из федерального бюджета.

В самое ближайшее время считаю необходимо согласовать с Минздравом проект московской программы модернизации здравоохранения. В том числе и при ее формировании нужно будет учитывать и уроки минувшего лета. Все городские службы, в первую очередь медицина, должны быть лучше готовы к любым природным катаклизмам, иметь соответствующее оборудование и планы действий.

На перспективу можно поставить и более амбициозную задачу - использовать потенциал московской медицины в федеральных клиниках, которые расположены в городе для того, чтобы сделать медицину, здравоохранение одной из ведущих отраслей городского хозяйства, центром оказания высокотехнологичных услуг не только для москвичей, но и для граждан всей страны, для граждан СНГ и зарубежных стран.

Следующий вопрос - это проведение эффективной градостроительной политики. В этой сфере за последнее 10-летие произошли колоссальные изменения. Построены десятки миллионов квадратных метров жилья, по сути новая инфраструктура для ведения бизнеса, офисы, торговые центры, но чем дальше, тем больше дают о себе знать проблемы во многом хаотичного роста, слишком быстрого развития одних секторов и отставание других, причем не менее важных для людей. Плотность застройки в Москве - одна из самых высоких в мире, а протяженность и количество дорог - одна из самых низких. Поэтому считаю, что сейчас нужно еще раз проанализировать перспективные планы развития города и, исходя из этого, определить, какие объекты нам нужны в первую очередь, в каких районах и под какие цели.

Очевидно, что в Москве, по-прежнему, необходимо много строить, но делать это по-другому не в ущерб жителям города, сложившемуся историческому облику города, уникальным природным паркам Москвы. Продолжать дальше застраивать каждый свободный клочок земли нельзя. Необходимо постепенно устранять накопившийся дисбаланс. Приоритет должен быть отдам инфраструктурным проектам - транспортным коммуникациям, гостиницам, объектам для массового отдыха и занятия спортом, магазинам шаговой доступности и центрам оказания бытовых услуг. Словом все то, что создает комфортное условие для жизни граждан.

Необходимо наводить порядок и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас эта сфера достаточно неэффективна, непрозрачна и серьезно коррумпирована. Расходы на ЖКХ - это одна из самых больших статей городского бюджета. Но вот качество коммунальных услуг этим расходам явно не соответствует. Высок уровень износа коммунальной инфраструктуры сетей. Дальнейшая стагнация жизнеобеспечивающей инфраструктуры чревата серьезными угрозами для безопасности города. Очевидно, что Москве нужны новые стандарты в области энергоэффективности, а также новые стандарты строительства жилья и других объектов. Нельзя дальше проектировать новые дома по старым нормам. Поэтому считаю, что уже со следующего года необходимо перевести все жилищное и офисное строительство в соответствие с новыми стандартами энергоэффективности, которое даст экономию ресурсов от 20 до 30 процентов.

Также предстоит завершить начатую работу по установлению индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов, продолжить программу капитального ремонта жилых домов, инфраструктуры, благоустройство дворовых территорий.

Самый видимый дисбаланс в развитии города, уже буквально доставший москвичей и гостей столицы, это кризис транспортной системы. При этом ассигнования на нужды дорожного хозяйства с каждым годом, к сожалению, не увеличиваются, а сокращаются в разы. Хотя ежегодно в Москве появляется около 300 тысяч новых автомобилей, средняя скорость движения ежегодно уменьшается в арифметической прогрессии. Есть опасность, что однажды город просто остановится, решение проблемы нельзя больше откладывать.

И начинать мы должны с того, что можно сделать максимально быстро, это грамотная организация движения, реконструкция отдельных узких мест на существующих магистралях, сооружение развязок на наиболее проблемных перекрестках, и что особенно важно, массовое строительство парковок, подземных, наземных переходов.

Второе - это развитие общественного транспорта. Общественный транспорт, к сожалению, также исчерпал свои возможности и ресурсы. Прокладка новых линий метрополитена в районы жителей, которые сегодня находятся в транспортной изоляции от города. Перспективной считаю идею - продолжение метро в города-спутники, расположенные в Московской области.

И городу, и частному бизнесу, который работает в сфере общественного транспорта, необходимо активно вкладывать в комфорт и безопасность перевозок, а также повышать экологические стандарты.

Третье. Мы должны продолжить реализацию крупных дорожных проектов, такие как Большая Ленинградка, Четвертое транспортное кольцо, реконструкция основных магистралей.

И, наконец, Правительство Москвы совместно с коллегами из Московской области и Министерством транспорта России должно организовать работу по подготовке комплексной программы решения транспортной проблемы столичного региона. Нам необходимо синхронизировать свои действия, чтобы Москва и Московская область развивали свою дорожную сеть - Минтранс, федеральные трассы и чтобы все это складывалось в интегрированную дорожную сеть, чтобы не было дорог, которые ведут в никуда, в тупик, чтобы не было дорог, которые заканчиваются и обрываются на МКАДе.

В следующем году, я считаю, необходимо будет создать специальный городской дорожный фонд, который также поможет в решении этих вопросов.

Уверен, что шаг за шагом мы будем решать транспортную проблему.

Завершая тему, хотел бы еще подчеркнуть: любые строительные проекты в Москве должны реализоваться не в ущерб москвичам, а решения приниматься с учетом стратегии развития города.

Уважаемые депутаты, уверен, Москва будет активно участвовать и в реализации федеральных программ, будем координировать наши планы развития с администрацией Московской области, с ее губернатором, это не только требование, собственно, Устава нашего города, но и жизненная необходимость. Мы должны совместно работать над развитием огромной столичной агломерации.

И, конечно, новое Правительство Москвы будет выстраивать равноправные и конструктивные отношения с Городской Думой. Мы должны быть открыты для диалога, для всех здравых идей, приглашая к партнерству общественные объединения, бизнес, все, кто хочет служить Москве. У нас общие цели, мы должны по максимуму использовать все резервы и возможности, ценности.

В центре нашей деятельности неизменно будут повседневные нужды жителей Москвы, именно этим я и буду руководствоваться, и рассчитываю на поддержку москвичей. Спасибо».


x

Карта места

Поделиться с друзьями: 
ВКонтакт Одноклассники Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Другие материалы

Лента новостей

Актуальные материалы

ИА МОССОВЕТ       Copyright © 2001-2023 Информационное агентство МОССОВЕТ,   Свидетельство о регистрации СМИ Эл 77-4353 от 02.02.2001 При перепечатке и цитировании ссылка и гиперссылка на ИА МОССОВЕТ обязательна.  Почтовый адрес: 125009, Москва, ул. Тверская, 7, а/я 71, Моссовет Телефон: +7 903 772 39 20 E-mail: info@mossovetinfo.ru