В марте 1990 года в результате двух туров открытых демократических выборов был сформирован последний состав Московского Совета народных депутатов (Моссовета). В марте 1990 года Председателем от блока «Демократическая Россия» был избран Гавриил Попов.
13 апреля 1990 года по предложению Попова решением Моссовета Юрий Лужков был избран председателем Мосгорисполкома.
В 1991 году правопреемником Мосгорисполкома стало Правительство Москвы, которое возглавил Юрий Лужков. Аппарат Мосгорисполкома ликвидирован Распоряжением Мэра Москвы от 8 июля 1991 г. № 43-РМ.
Первый российский официальный (публичный) миллионер Артем Тарасов в своей книге «Миллионер» описывает предысторию назначения Лужкова. После избрания Гавриила Попова Артем Тарасов встретился с Поповым и порекомендовал рассмотреть кандидатуры Николая Гончара и Юрия Лужкова. Тарасов получил «санкцию» Попова переговорить с ними.
(далее – фрагмент из книги А.Тарасова "Миллионер"):
«Я не мог сразу ответить, кто из них лучше. А про себя решил так: кто из них меня более радушно встретит, того и порекомендую!
Лужков, который долго был в опале у бывшего председателя Моссовета Сайкина, управлял тогда Мосплодовощпромом, что являлось делом абсолютно неблагодарным. Как плодов, так и овощей в Москве хронически не хватало, поэтому Лужкову от Сайкина все время доставалось. А он, как говорится, спускал всех собак на подчиненных. Даже от работы с кооперативами в Москве Лужкова в то время отстранили и передали эту деятельность ненавистному всем человеку по фамилии Жаров, который поставил целью прикрыть как можно больше кооперативов, разрешенных в свое время Лужковым. Я даже выдвинулся на выборы в народные депутаты России по тому же округу, что и Жаров. И когда выступал перед избирателями, честно заявлял: пусть меня и не выберут депутатом, но я сделаю все, чтобы отнять голоса у Жарова! А в итоге так случилось, что я победил.
В те дни после увольнения Сайкина Юрий Михайлович Лужков просто дорабатывал, озабоченный необходимостью искать новое место службы... Судить о его настроении можно было уже по поведению секретарши, которая очень нервничала.
Узнав, что я не записан на прием, она с раздражением произнесла:
- Раз не назначено, он вас не примет, и не надейтесь! Я даже докладывать ему не буду! Он это запрещает делать и сильно ругается. И кроме того, у Юрия Михайловича сейчас начнется совещание с "Пепси-Колой", так что у вас вообще нет никаких шансов с ним поговорить!
Я потоптался в приемной и уже решил ехать к Гончару. Вдруг отворилась дверь кабинета и появился Лужков. Увидев меня, он пришел в неописуемый восторг:
- Дорогой Артем! Как я рад тебя видеть! Да я тобой просто горжусь! Заходи, пожалуйста!
Конечно, после такой встречи я тут же выложил Лужкову, что приехал не просто повидаться, а по очень важному делу.
- Куда вы пойдете работать, Юрий Михайлович? - спросил я.
- Да не решил еще. Знаешь, мне звонили тут из "КБ Химавтоматика", просят вернуться туда генеральным директором. Я, наверное, соглашусь...
- А председателем Мосгорисполкома и заместителем мэра поработать не хотите? - спрашиваю.
После небольшой паузы Лужков нажал кнопку селектора.
- Со мной никого не соединять! Совещание отменяется! - провозгласил он секретарше...
Мы прошли в подсобную комнату и расположились там для приватной беседы. Попивая чай, я подробно рассказал ему историю о встрече с Поповым – причем Лужков все больше возбуждался, представляя открывающуюся перспективу:
- Я справлюсь, Артем! Честно говорю: я справлюсь с этой должностью!
- Да я и не сомневаюсь, Юрий Михайлович! - говорю я.
- Кто-то ведь должен Москву поднимать!».
ИА МОССОВЕТ начинает серию публикаций о формировании и работе последнего созыва Моссовета, о формировании Юрием Лужковым структуры органов исполнительной власти Москвы в начале 90-х годов, о ситуации в городе (политике и экономике) того времени, о том, как принятые тогда решения отразились и отражаются на судьбе города. В ближайшее время будут опубликованы эксклюзивные материалы, документы, интервью с участниками событий. Редакция ИА МОССОВЕТ будет признательна за предоставление ранее не публиковавшихся документов, свидетельств того периода, затрагивающие существенные вопросы работы органов власти Москвы.
На эту тему:
15.04.2010 - 10:31
За 500 дней первого Моссовета было сделано больше, чем потом делалось за десятилетия
Бюрократия и номенклатура, ограниченные только самоконтролем - обречены на неизбежную стагнацию